Новости
Эмпатия текста. Суд над Раскольниковым.
17 марта в нашей школе состоялся суд! Суд над Раскольниковым. Именно такую форму изучения великого произведения Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" выбрали ученики 10-го класса. О том, как это было, какие новые формы и методы литературного анализа текста применялись, что получилось, а над чем еще надо поработать, рассказывает идейны вдохновитель, организатор и (по счастливому стечению обстоятельств) учитель литературы Батуева Галина Викторовна:"Произведение «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского можно изучать по-разному. Перед изучением, конечно, можно было бы задать вопрос: «Скольких человек убил Раскольников?». Читающие ученики найдут ответ, что пятерых: морально Родион убивает мать и себя, физически – старуху-процентщицу, Лизавету и ребенка в ней (она постоянно была беременна). Читающие в сокращенном варианте ответят: двух. Поэтому я предложила новую форму литературного анализа: эмпатию текста.
Это не режиссерское решение, не отрепетированные сцены, не то, что видят в тексте актеры. У нас действуют как одушевленные персонажи, так и неодушевленные. Выступают со своими аргументами Евангелие, Каморка, Лестница, Петербург, Цвет, Теория, Сны…Ученики как бы примеряют текст Достоевского на себя, а это трудно, если ты не в материале романа. Есть те, которых даже нет по тексту: Судья, Прокурор, Адвокат. Прочитано много дополнительной, в данном случае, криминалистической литературы. Два Порфирия Петровича: один очень честный малый, а другой имеет свою тайну (он тоже на крючке у старухи). Выступает сама Алена Ивановна и ее Дух.
Представляете, насколько глубоко должен был погрузиться каждый, а задействован был весь класс 34 человека и 7 девочек из профиля по литературе.
Однако ребята пошли дальше: они привлекли учителей, родителей и зрителей в качестве суда присяжных. Это был неожиданный ход, но зрители как бы исчезли и тоже стали действующими лицами.
Суд обычно длится 3 часа, а у нас шел 4 с одним 40-минутным перерывом.
Большое спасибо родителям, которые пришли и которые вместе с детьми подбирали костюмы и детали к этим костюмам. Был сделан даже судебный молоток на 3D принтере и раскрашен вручную.
Мамам очень понравился адвокат, с его речью, подготовленной, действительно, глубоко (не умаляю и речи других учеников).
С развернутой метафорой ребята знакомы, но здесь новый термин: пространственная метафора, т.е. лексика создает вокруг себя образ времени, а чувство находится близко от пространства.
Преступление |
наказание |
||
преступить |
казнь |
наказание |
|
нарушить |
Вопрос: Быть или не быть? ты идешь дальше или вверх или вниз, но возможна периферия |
||
осознание, где два пути |
|
||
вверх (раскаянье и жизнь) |
вниз продолжить преступления |
||
Раздвоение «Я» на основе эмпатии:
· «Я» - реальное, которое приняло своего персонажа
· «Я» - воображаемое.
Очень важен психологический компонент, за который может зацепиться эмпатия. и уровень творческого воображения: «Побудь в моей шкуре», я чувствую, что чувствует этот человек.
И мы снова выходим на отдельного героя – это Диалог как персонаж.
Вообще, Суд прошел здорово! Море оценок, впечатлений, неожиданных поворотов.
Все были на уровне, текст знают хорошо. Нам нечего бояться экзамена по литературе, аргументы уже в кармане.
Хочу поблагодарить Наталью Васильевну, Татьяну Викторовну, Веру Сергеевну, Веронику Викторовну, Всеволода Евгеньевича, которые в своем плотном графике нашли время и пришли на открытый урок. Особая благодарность мамам Мальцевой Е.Ю., Абдулкасимовой И.М., папе Воробьеву А.Н."
https://cloud.mail.ru/public/P2QW/YThGSZotS